Интернет газета

Мы-русские. Мы-есть.

В среду, 25 января, в уютном зале Вентспилсской второй средней школы прошло торжественное награждение участников и победителей первого этапа Международного конкурса непрофессионального литературно- поэтического...

Подробнее

Общественно-полит. уборная

Интервью главного редактора журнала "Балтийский мир", координатора международного комитета инициативы "Интернациональная Россия" Дмитрия Кондрашова ИА REGNUM: Как главный редактор журнала "Балтийский мир"...

Подробнее

Исторический пассаж

-Помните старый анекдот про Украину? - говорит мне латвийский экономист Александр Гапоненко. - Приезжает Путин к Кучме и спрашивает: за сколько можно купить незалежную? А Кучма в ответ: вам с людьми или без людей?...

Подробнее

БДИ!

Приближается день референдума 18 февраля по языку. Нельзя сказать, что обстановка между латышами и русскими накалена. Скорее после решения Конституционного суда, который не нашёл аргументов перенести или отменить референдум...

Подробнее

На жизнь смотреть ширше

Скоро пройдёт два месяца, как завершились выборы в сейм. Было время полюбоваться игрой политических дядек и тёток за право занять министерские кресла, проанализировать результаты и сделать выводы. Хотя вывод можно сделать один: «Ни что не меняется в королевстве датском». Жаль, конечно, что «Согласие», как обычно осталось на обочине. Но виноваты они, скорей, сами. Взять, например, их предвыборную программу, другие материалы «согласистов». Всё красиво. Молочные реки, кисельные берега. А что ещё можно обещать избирателям в преддверии их волеизъявления, чтобы тебя избрали?

Исходя из посылов обнародованной программы, напрашивается определённый вывод, что у них устойчивой идеологии-то нет, нет идеи, которая может объединить общество или часть его. Поэтому в чисто прагматических целях они берут на вооружение тактику антиидеологизма. Основателем  этой линии можно считать кота Леопольда из популярного мультика, который обращается к мышам, делающим ему всякие пакости: «Ребята, давайте жить дружно!». А разве не так? Ребята, давайте жить в согласии, по справедливости и по закону! Не позволим уменьшить пенсии, создадим рабочие места, освободим от бремени налогов предпринимателей и т.д. и т.п. Пенсионеры довольны, наёмные работники счастливы, работодатели аплодируют. Ура!

А возможно ли вообще в рамках современной латвийской социальной организации для большинства людей жить в согласии, по закону и справедливости? Могут ли жить в согласии новоявленные нувориши и обнищавшие сограждане, владельцы роскошных особняков и безработные, коррумпированные чиновники, политики и пенсионеры, можно ли уговорами заставить преступников, порождаемых самими условиями социальной организации, жить по закону?           

Поверьте, я с симпатией отношусь к потугам объединения «Согласия». И если бы мог голосовать, скорее всего, на этих выборах отдал бы за них свой голос.

Но тактики антиидеологизма мало для победы. Нужны идеи, нужна идеология, которая овладела бы массами, как говаривал классик пролетариата. Только наличие такой идеологии сможет сформировать сознание людей и управление ими путём воздействия на их сознание. Идеология даёт людям априорную систему социальных координат, позволяющую им ориентироваться в социальной среде. Только имея свою, отличную от других политических сил идеологию, «Согласие» может добиться позиции во власти, иначе быть ей постоянно в оппозиции.

Тезис строительства  «вместо безоглядной наживы капитализма социально ответственной экономики» не тянет даже на идейку. Тем более что само сравнение общественно-экономической формации, коим является капитализм, с одной из множества областей общественных отношений, коей является экономика, не адекватно как-то.

Уж коли «согласисты» именуют себя приверженцами социал-демократии, то им должны быть присущи, по крайней мере,  идеи демократического социализма. Оный, как говаривал кто-то из братьев  Веберов, представляет «общественную модель, которая на базе парламентской демократии и правового государства постепенно, шаг за шагом устраняет недостатки и классовые привилегии капитализма».

Слова социализм адептам социал-демократии пугаться не стоит. Социализм для них должен быть не «исторической необходимостью», а нравственным идеалом, доступным представителям всех слоёв общества, ценностным эталоном, на который должны ориентироваться конкретные политические решения. Короче, не смотря на крах коммунистической модели социализма, усиление нажима капитала и правых сил на государственную политику, глобализацию, индивидуализацию труда  и образа жизни, превалирование потребительских ценностей, демократический социализм-это реальная гуманистическая альтернатива традиционному капитализму.

После начала ныне идущего мирового кризиса эта идея становится вновь более чем актуальной. И не где-нибудь, а в центре либерализма: в Западной Европе.

Важный момент в реализации любых идей - это люди. Те, которые с трибун вещают свои лозунги и те, кто их слушают и «мотают на ус». Первые – не только должны быть вдохновителями идей, но

и сами мал мало верить в них, чтобы вторые могли им доверять. А как можно идти за теми, кто явно стремиться просто к кормушке власти, прежде всего заботясь о личных дивидендах. Судя по раздраю в вентспилсской партячейки «Согласия» уже после выборов в местные органы самоуправления и во время последних с этим вопросом не всё ладно, и это мягко сказано. С такими прагматиками ярко выраженных шкурных интересов рейтинг «согласистов» упадёт в итоге ниже клозета.

За сим, перефразируя гайдайевского персонажа из кинофильма «Операция Ы», остаётся пожелать «согласистам»: «На жизнь надо смотреть ширше, а людей подбирать жестше»

       

   25 ноября                                                                                    Игорь Петрович   

1

  1. Elyza /

    The purhcaess I make are entirely based on these articles.