Интернет газета

Мы-русские. Мы-есть.

В среду, 25 января, в уютном зале Вентспилсской второй средней школы прошло торжественное награждение участников и победителей первого этапа Международного конкурса непрофессионального литературно- поэтического...

Подробнее

Общественно-полит. уборная

Интервью главного редактора журнала "Балтийский мир", координатора международного комитета инициативы "Интернациональная Россия" Дмитрия Кондрашова ИА REGNUM: Как главный редактор журнала "Балтийский мир"...

Подробнее

Исторический пассаж

-Помните старый анекдот про Украину? - говорит мне латвийский экономист Александр Гапоненко. - Приезжает Путин к Кучме и спрашивает: за сколько можно купить незалежную? А Кучма в ответ: вам с людьми или без людей?...

Подробнее

БДИ!

Приближается день референдума 18 февраля по языку. Нельзя сказать, что обстановка между латышами и русскими накалена. Скорее после решения Конституционного суда, который не нашёл аргументов перенести или отменить референдум...

Подробнее

Размышления после Дней русской культуры






По ходу проведения мероприятий Дней русской культуры приходилось часто слышать вопросы от людей, почему в них не принимают участие те или иные коллективы, давно зарекомендовавшие себя, как истинно русские, репертуар которых богат народным фольклором  и известными русскими песнопениями. Почему много места уделено современным  жанрам. Другой вопрос  часто звучащий: какую культуру вы хотите сохранять и зачем.

Просто на эти вопросы не ответишь. Но отвечать надо. Попробую это сделать в этих размышлениях. Пожалуй, начну с последнего вопроса.

 В нашем понимании русская культура, которую Вентспилсское Русское общество в своих уставных документах провозгласило сохранять и «углублять», не ограничивается узкими рамками народного творчества, куда нас хотят загнать некоторые силы. В нашем понимании культура является комплексом ценностей, равных по объёму понятию духовной сферы жизни общества, формами которой выступают мораль, наука, искусство, религия, образование и сама культура  в узком понимании этого слова, как форма народного творчества или массовая культура.

Классическим считается определение культуры, которое в 1871 году предложил выдающийся английский этнограф Эдуард Тэйлор. Её можно сформулировать так: «Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества».

Культура народа  - это его образ жизни, его духовные представления, верования, язык, история и традиции, в конце концов, его одежда, жилище, кухня и фольклор. Всё это имеет этническую тональность и передаётся  из поколения в поколение, образуя этнический стиль.

Русской культуре, безусловно, как и другим культурам, свойственен свой стиль, свои понятия и свои ценности. Эту культуру мы и хотим сохранять, как культурное наследие, созданное прошлыми поколениями, выдержавшее испытание временем и передающееся следующим поколениям как нечто особо ценное и почитаемое.

И наша задача гораздо сложнее, чем на исторической родине русских, ведь нам приходится этим заниматься в чужом культурном ареале, которому свойственен другой этнический стиль, тем более являющийся доминирующим и в последнее время несколько не совсем дружелюбным.

Отсюда и вытекает ответ на первый вопрос по поводу привлечения  или не привлечения  тех или иных коллективов и исполнителей к участию в мероприятиях, проводимых нашим обществом. Позиция не может строиться на обязательном участии кого-либо только за их позиционирование к русскому народному творчеству. Проведение мероприятий, таких как Дни русской культуры,  должно использоваться как раз для показа русской культуры не в узком её понимании, а в максимально полном, где присутствует многообразие форм и жанров искусства, раскрывающих на конкретных примерах богатство исторического наследия. Таким, на мой взгляд, было музыкально-театрализованное представление «Все флаги будут в гости к нам». В нём была попытка показать посредством сценических форм  трагедию и величие людей, живших и живущих в Санкт-Петербурге. Город на Неве не случайно был выбран лейтмотивом всех Дней. Этот город является символом русской культуры, кладезю духовных и материальных ценностей русского народа. Оспорить это кем бы то ни было, очень сложно, а вернее, просто невозможно. Артефакты материальной культуры, созданные руками петербуржцев, представляют известную ценность не только для русских, но и для мировой культуры в целом. Совокупность нематериальных элементов культуры, иначе говоря,  духовная культура, созданная не руками, а скорее разумом людей, будь то модели и нормы поведения, обычаи, традиции, идеи, символы, язык, связаны с людьми, имена которых являются столпами русской культуры. Пушкин и Достоевский, Репин и Серов, Шостакович и Римский-Корсаков, Лихачёв и Пиотровский творили именно в Питере, связанные с этим городом невидимой нитью.

Другой вопрос: в ком мы хотим сохранить наше богатство. Заметьте, я не говорю: в чём. Это как бы понятно. Прежде всего, русскую культуру мы должны сохранить в наших детях, в продолжателях наших традиций, носителях нашего языка. Массовая культура, которая культивируется сегодня  всеми возможными средствами и способами, зачастую низкопробна, отвергает духовные ценности и постулаты и направлена в первую очередь на нашу молодёжь. Ведущими формами жизнедеятельности современной молодёжи становятся досуг и развлечения. Молодёжная субкультура наполнена искусственными заменителями реальных ценностей:  продление учёбы в школе до двадцатилетнего возраста как псевдосамостоятельность, подражание отношениям взрослых с системой господства и доминирования влиятельных в денежном выражении личностей, призрачное участие в приключениях экранных и компьютерных героев вместо реализации собственных устремлений, бегство или непринятие социальной действительности вместо её переустройства и совершенствования. Отсюда ранее употребление алкоголя и наркомания. Поэтому наша задача, прежде всего, донести до наших детей ценность русской культуры и её неназойливое внедрение в душу и в голову подрастающего поколения. Отсюда максимальное привлечение молодёжи к участию в наших мероприятиях, как в виде исполнителей, так и зрителей. А чтобы так было не единожды, молодёжи должно быть не менее интересно в этих мероприятиях участвовать и лицезреть, чем сидеть в виртуальном мире у монитора компьютера. В противном случае они больше не придут. Игра КВН, проведённая в рамках Дней, одна их форм такого привлечения молодёжи. Тем более, что КВН, безусловно, уже можно причислить именно к русской современной культуре. В неё играют миллионы юношей и девушек во многих регионах мира, и в основном, языком игры является русский.

 Сочетание профессионализма взрослых со стремлением молодёжи проявить себя – метод, который необходим при проведении всех культурных мероприятий. Совместная работа ребят со своими старшими товарищами в единой команде, общие цели и задачи, равноценное вознаграждение – только в таком случае можно добиться от ребят заинтересованности и мотивации участия в таких мероприятиях. Думаю, у нас это получилось.

Ещё один аспект, который необходимо упомянуть, это привлечение к мероприятиям людей другой национальности, которые по разным причинам далеки от знания традиций и богатства русской культуры. Особенно привлекательным для них может быть участие известных коллективов и исполнителей из своего этнического круга. Отсюда и было участие в Днях русской культуры Айвара Кранцманиса, ЯнисаПетерса, симфонического оркестра под управлением Мартиньша Берга. Мэтры в своём роде, исполняющие произведения русских авторов или с переводом на русский язык собственных произведений, не только могут укрепить значимость русской культуры среди людей другой национальности, но и  взаимно обогатить наши культуры. 

Вот, пожалуй, таков может быть ответ на прозвучавшие вопросы. Думаю, у всех желающих так или иначе внести свою лепту в дело  несения русской культурыв массы, как в широком, так и в узком понимании этого слова, есть для этого все возможности. Главное, чтобы было желание.

 Игорь Сазанов

 

1

  1. Aijaj /

    Wow, that's a ralely clever way of thinking about it!