Мы-русские. Мы-есть.
В среду, 25 января, в уютном зале Вентспилсской второй средней школы прошло торжественное награждение участников и победителей первого этапа Международного конкурса непрофессионального литературно- поэтического...
ПодробнееОбщественно-полит. уборная
Интервью главного редактора журнала "Балтийский мир", координатора международного комитета инициативы "Интернациональная Россия" Дмитрия Кондрашова ИА REGNUM: Как главный редактор журнала "Балтийский мир"...
ПодробнееИсторический пассаж
-Помните старый анекдот про Украину? - говорит мне латвийский экономист Александр Гапоненко. - Приезжает Путин к Кучме и спрашивает: за сколько можно купить незалежную? А Кучма в ответ: вам с людьми или без людей?...
ПодробнееБДИ!
Приближается день референдума 18 февраля по языку. Нельзя сказать, что обстановка между латышами и русскими накалена. Скорее после решения Конституционного суда, который не нашёл аргументов перенести или отменить референдум...
ПодробнееРусский пророк
В этом, 2011 году исполняется 190 лет Фёдору Михайловичу Достоевскому, едва ли не самому актуальному для нашего времени классику отечественной литературы. Он не только великий романист, но и выдающийся мыслитель-публицист, поставивший в своих произведениях важные вопросы русского национального бытия, до сих пор волнующие русское общественное сознание. Своеобразие исторического пути России, всемирное значение русской культуры, антиномии русской души, нравственное здоровье общества, Россия и Европа, Россия и славянство – вот лишь некоторые темы публицистики Достоевского.
Русский философ, литературный критик и публицист Василий
Розанов в статье «Возле «русской идеи»…» вспоминает разговор с коллегой по
гимназии, армянином. Тот как-то раз спросил Розанова:
«-Знаете ли вы одно место из Достоевского, где он говорит
о народах в истории?
Я, конечно, знал. Но он раскрыл о «Народе-Богоносце» и
прочёл страстно, по-южному, декламируя. И заключил словами:
-Это – Евангелие истории…
Евангелие и для всякого народа в унижении. Я не знаю ещё слов на
человеческом языке: это пророк говорил своему народу. Для русских это –
Священное Писание».
Собеседник Розанова читал ему центральную часть диалога
Шатова и Ставрогина из романа Достоевского «Бесы».
В этой рубрике «Вечное
Вам здрасьте, Ф.М.!» хотелось вместе с Вами, уважаемые читатели, вспомнить
некоторые отрывки из произведений Фёдора Михайловича, которые принадлежат к
числу священных текстов русской словесности.
И первым печатаем именно диалог Шатова и Ставрогина из романа «Бесы».
Шатов принагнулся
опять на стуле и на мгновение даже опять было поднял палец.
-Ни один народ,-
начал он, как бы читая по строкам и в то же время продолжая грозно смотреть на
Ставрогина,- ни один народ ещё не устраивался на началах науки и разума; не
было ни разу такого примера, разве на одну минуту, по глупости .Социализм по
существу своему уже должен быть атеизмом, ибо именно провозгласил, с самой
первой строки, что он установление атеистическое и намерен устроиться на
началах науки и разума исключительно. Разум и наука в жизни народов всегда,
теперь и с начала веков, исполняли лишь должность второстепенную и служебную;
так и будут исполнять до конца веков. Народы слагаются и движутся силой иною,
повелевающею и господствующею, но происхождение которой неизвестно и
необъяснимо. Эта сила есть сила неутолимого желания дойти до конца и в то же
время коней отрицающая. Это есть сила беспрерывного и неустанного подтверждения
своего бытия и отрицания смерти. Дух жизни, как говорит Писание, «реки воды
живой», иссякновением которых так угрожает Апокалипсис. Начало эстетическое,
как говорят философы, начало нравственное, как отожествляют они же. «Искание
бога»- как называю я всего проще. Цель всего движения народного, во всяком
народе и во всякий период его бытия, есть единственно лишь искание бога, бога
своего, непременно собственного, и вера в него как в единого истинного. Бог
есть синтетическая личность всего народы, взятого с начала его и дл конца.
Никогда ещё не было, чтоб у всех или у многих народов был один общий бог, но
всегда и у каждого был особый. Признак уничтожения народностей, когда боги
начинают становиться общими. Когда боги становятся общими, то умирают боги и
вера в них вместе с самими народами. Чем сильнее народ, тем особливее его бог.
Никогда не было ещё народа без религии, то есть без понятия о зле и добре. У
всякого народа своё собственное понятие о зле и добре и своё собственное зло и
добро. Когда начинают у многих народов становиться общими понятия о зле и
добре, тогда вымирают народы и тогда самое различие между злом и добром
начинает стираться и исчезать. Никогда разум не в силах был определить зло и
добро или даже отделить зло от добра, хотя приблизительно; напротив, всегда
позорно и жалко смешивал; наука же давала разрешения кулачные. В особенности
этим отличалась полунаука, самый страшный бич человечества, хуже мора, голода и
войны, неизвестный до нынешнего столетия. Полунаука – это деспот, каких ещё не
приходило до сих пор никогда. Деспот, имеющий своих жрецов и рабов, деспот,
пред которым всё преклонилось с любовью и с суеверием, до сих пор немыслимым,
пред которым трепещет даже сама наука и постыдно потакает ему. Всё это ваши
слова собственные слова, Ставрогин, кроме только слов о полунауке; эти мои,
потому что я сам только полунаука, а стало быть, особенно ненавижу её. В ваших
же мыслях и даже в самых словах я не изменил ничего, ни единого слова.
-Не думаю, чтобы не
изменили, - осторожно заметил Ставрогин, - вы пламенно приняли и пламенно
переиначили, не замечая того. Уж одно то, что вы бога низводите до простого
атрибута народности…
Он с усиленным и
особливым вниманием начал вдруг следить за Шатовым, и не столько за словами
его, сколько за ним самим.
-Низвожу бога до
атрибута народности? – вскричал Шатов. – Напротив, народ возношу до бога. Да и
было ли когда-нибудь иначе? Народ – это тело божие. Всякий народ до тех пор и
народ, пока имеет своего бога особого, а всех остальных на свете богов
исключает безо всякого примирения; пока верует в то, что своим богом победит и
изгонит из мира всех остальных богов. Так веровали все с начала веков, все
великие народы по крайней мере, все сколько-нибудь отмеченные, все стоявшие во
главе человечества. Против факта идти нельзя. Евреи жили лишь для того, чтобы
дождаться бога истинного, и оставили миру бога истинного; греки боготворили
природу и завещали миру свою религию, то есть философию и искусство. Рим
обоготворил народ в государстве и завещал народам государство. Франция в
продолжение всей своей длинной истории была одним лишь воплощением и развитием идеи римского бога, и если
сбросила наконец в бездну своего римского бога и ударилась в атеизм, который
называется у них покамест социализмом, то единственно потому лишь, что атеизм
всё-таки здоровее римского католичества. Если великий народ не верует, что в
нём одном истина (именно в одном и именно исключительно), если не верует, что
он один способен и призван всех воскресить и спасти своею истиной, то он тотчас
же перестаёт быть великим народом и тотчас же обращается в этнографический
материал, а не в великий народ. Истинный великий народ никогда не может
примириться со второстепенною ролью в человечестве или даже с первостепенною, а
непременно и исключительно с первою. Кто теряет эту веру, тот уже не народ. Но
истина одна, а стало быть, только единый из народов и может иметь бога
истинного, хотя бы остальные народы и имели своих особых и великих богов.
Единый народ-«богоносец» - это русский народ, и… и… и неужели, неужели вы меня
почитаете за такого дурака, Ставрогин,- неистово возопил он вдруг,- который уж
и различить не умеет, что слова его в эту минуту или старая, дряхлая дребедень,
перемолотая на всех московских славянофильских мельницах, или совершенно новое
слово, последнее слово, единственное слово обновления и воскресения, и… и какое
мне дело дл вашего смеха в эту минуту! Какое мне дело до того, что вы не
понимаете меня совершенно, совершенно, ни слова, ни звука!.. О, как я презираю
ваш гордый смех и взгляд в эту минуту!
Он вскочил с места;
даже пена показалась на губах его.
-Напротив, Шатов,
напротив, - необыкновенно серьёзно и сдержанно проговорил Ставрогин, не
подымаясь с места,- напротив, вы горячими словами вашими воскресили во мне
много чрезвычайно сильных воспоминаний. В ваших словах я признаю моё
собственное настроение два года назад и теперь уже я не скажу вам, как давеча,
что вы мои тогдашние мысли преувеличили. Мне кажется даже, что они были ещё
исключительнее, ещё самовластнее, и уверяю вас в третий раз, что я очень желал
бы подтвердить всё, что вы теперь говорили, даже до последнего слова, но…
-Но вам надо зайца?
-Что-о?
-Ваше же подлое
выражение,- злобно засмеялся Шатов, усаживаясь опять,- «чтобы сделать соус из
зайца, надо зайца, чтобы уверовать в бога, надо бога», это вы в Петербурге,
говорят, приговаривали, как Ноздрёв, который хотел поймать зайца за задние
ноги.
-Нет, тот именно
хвалился, что уж поймал его. Кстати, позвольте, однако же, и вас обеспокоить
вопросом, тем более что я, мне кажется, имею на него теперь полное право.
Скажите мне: ваш-то заяц пойман ли аль ещё бегает?
-Не смейте меня
спрашивать такими словами, спрашивайте другими, другими! – весь вдруг задрожал
Шатов.
-Извольте,
другими,- сурово посмотрел на него Николай Всеволодович,- я хотел лишь узнать:
веруете вы сами в бога или нет?
-Я верую в Россию,
я верую в её православие… Я верую в тело Христово… Я верую, что новое
пришествие совершится в России… Я
верую... – залепетал в исступлении Шатов.
-А в бога? В бога?
-Я… я буду веровать
в бога.
Ни один мускул не
двинулся в лице Ставрогина. Шатов пламенно, с вызовом смотрел на него, точно
сжечь хотел его своим взглядом. (…)
It's good to see soemnoe thinking it through.