Мы-русские. Мы-есть.
В среду, 25 января, в уютном зале Вентспилсской второй средней школы прошло торжественное награждение участников и победителей первого этапа Международного конкурса непрофессионального литературно- поэтического...
ПодробнееОбщественно-полит. уборная
Интервью главного редактора журнала "Балтийский мир", координатора международного комитета инициативы "Интернациональная Россия" Дмитрия Кондрашова ИА REGNUM: Как главный редактор журнала "Балтийский мир"...
ПодробнееИсторический пассаж
-Помните старый анекдот про Украину? - говорит мне латвийский экономист Александр Гапоненко. - Приезжает Путин к Кучме и спрашивает: за сколько можно купить незалежную? А Кучма в ответ: вам с людьми или без людей?...
ПодробнееБДИ!
Приближается день референдума 18 февраля по языку. Нельзя сказать, что обстановка между латышами и русскими накалена. Скорее после решения Конституционного суда, который не нашёл аргументов перенести или отменить референдум...
ПодробнееВсемирность стремления русского духа
Одна из коренных особенностей «русской идеи», по
Достоевскому, - всечеловечность, всеотзывчивость, способность понимать чужое
как своё, отсутствие национального эгоизма. Именно Фёдор Михайлович в своей Пушкинской речи довёл до его
современников это откровение. Она, эта речь великого русского писателя, продолжает таковым откровением оставаться до
сих пор. Да, это величественно, красиво, в конце концов, интересно… но тем, кто мечтает об утверждении
в России «европейских стандартов», лучше предаваться сему занятию, «глядя из
Лондона».
Отрывок из речи
Достоевского о Пушкине на заседании Общества любителей российской словесности 8
июня 1880 года.
(…)В самом деле,
что такое для нас Петровская реформа, и
не в будущем только, а даже и в том, что уже было, произошло, что уже явилось
воочию? Что означала для нас эта реформа? Ведь не была же она только для нас
усвоением европейских костюмов, обычаев, изобретений и европейской науки.
Вникнем, как дело было, поглядим пристальнее. Да, очень может быть, что Пётр
первоначально только в этом смысле и начал производить её, то есть в смысле
ближайше утилитарном, но впоследствии, в дальнейшем развитии им своей идеи, Пётр
несомненно повиновался некоторому затаённому чутью, которое влекло его,
в его деле, к целям будущим, несомненно огромнейшим, чем один только ближайший
утилитаризм. Так точно и русский народ не из одного только утилитаризма принял
реформу, а несомненно уже ощутил своим предчувствием почти тотчас же некоторую
дальнейшую, несравненно более высшую цель, чем ближайший утилитаризм, - ощутив
эту цель, опять-таки же, и непосредственно и вполне жизненно. Ведь мы разом
устремились тогда к самому жизненному воссоединению, к единению
всечеловеческому! Мы не враждебно (как, казалось, должно бы было случиться), а
дружественно, с полною любовию приняли в душу нашу гении чужих наций, всех
вместе, не делая преимущественных племенных различий, умея инстинктом, почти с
самого первого шагу различать, снимать противоречия, извинять и примирять различия,
и тем уже выказали готовность и наклонность нашу, нам самим только что
объявившуюся и сказавшуюся, ко всеобщему общечеловеческому воссоединению со
всеми племенами великого арийского рода. Да, назначение русского человека есть
бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне
русским, может быть, и значит только (в конце концов, это подчеркните) стать
братом всех людей, всечеловеком, если
хотите. О, всё это славянофильство и западничество наше есть одно только великое
у нас недоразумение, хотя исторически и необходимое. Для настоящего русского
Европа и удел всего великого арийского племени так же дороги, как и сама
Россия, как и удел своей родной земли, потому что наш удел и есть всемирность,
и не мечом приобретённая, а силой братства и братского стремления нашего к
воссоединению людей. Если захотите вникнуть в нашу историю после Петровской
реформы, вы найдёте уже следы и указания этой мысли, этого мечтания моего, если
хотите, в характере общения нашего с европейскими племенами, даже в
государственной политике нашей. Ибо, что делала Россия во все эти два века в
своей политике, как не служила Европе, может быть, гораздо более, чем себе
самой? Не думаю, чтоб от неумения лишь наших политиков это происходило. О,
народы Европы и не знают, как они нам дороги! И впоследствии, я верю в это, мы,
то есть, конечно, не мы, а будущие грядущие русские люди поймут уже все до
единого, что стать настоящим русским и будет именно значит: стремиться внести
примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход
европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и воссоедининяющей,
вместить в неё с братскою любовию всех наших братьев, а в конце концов, может
быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского
окончательного согласия всех племён по Христову евангельскому закону! Знаю,
слишком знаю, что слова мои могут показаться восторженными, преувеличенными и
фантастическими. Пусть, но я не раскаиваюсь, что их высказал. Этому надлежало
быть высказанным, но особенно теперь, в минуту торжества нашего, в минуту
чествования нашего великого гения, эту именно идею в художественной силе своей
воплощавшего. Да и высказывалась уже эта мысль не раз, я ничуть не новое
говорю. Главное, всё это покажется самонадеянным: «Это нам-то, дескать,
нашей-то нищей, нашей-то грубой земле такой удел? Это нам-то предназначено в
человечестве высказать новое слово?» Что же, разве я про экономическую славу
говорю, про славу меча или науки? Я говорю лишь о братстве людей и о том, что ко
всемирному, ко всечеловечески-братскому единению сердце русское, может быть,
изо всех народов наиболее предназначено, вижу следы сего в нашей истории, в
наших даровитых людях, в художественном гении Пушкина. Пусть наша земля нищая,
но эту нищую землю «в рабском виде исходил благословляя» Христос. Почему же нам
не вместить последнего слова его? Да и сам он не в яслях родился? Повторяю: по
крайней мере, мы уже можем указать на Пушкина, на всемирность и всечеловечность
его гения. Ведь, мог же он вместить чужие гении в душе своей, как родные. В
искусстве, по крайней мере, в художественном творчестве, он проявил эту
всемирность стремления русского духа неоспоримо, а в этом уже великое указание.
Если наша мысль есть фантазия, то с Пушкиным есть, по крайней мере, на чём этой
фантазии основаться.(…)
Комментариев нет